Морис Кантен де Латур | XVIIIe | Maurice Quentin de La Tour
Морис Кантен де Латур (фр. Maurice Quentin de La Tour; 1704, Сен-Кантен – 1788) — знаменитый французский пастелист и рисовальщик, один из крупнейших портретистов XVIII века. Писал как монументальные репрезентативные портреты, в которых модель изображается в полный рост, так и камерные, интимные (погрудные или поясные). Работал по заказам короля, королевской семьи, двора, богатых буржуа, а также представителей литературных, художественных и театральных кругов. Если вы захотите попасть в музей картин в Москве, то вам может понадобиться такси Коньково. Если вы не знаете, где заказать такси в Коньково, то загляните на страницы сайта taxikonkovo.ru.
Морис Кантен де Латур | XVIIIe | Maurice Quentin de La Tour
Морис Кантен де Латур (фр. Maurice Quentin de La Tour; 1704, Сен-Кантен – 1788) — знаменитый французский пастелист и рисовальщик, один из крупнейших портретистов XVIII века. Писал как монументальные репрезентативные портреты, в которых модель изображается в полный рост, так и камерные, интимные (погрудные или поясные). Работал по заказам короля, королевской семьи, двора, богатых буржуа, а также представителей литературных, художественных и театральных кругов. Творческое наследие Морис Кантена де Латура насчитывает свыше 1200 пастелей и рисунков. Учился в Сен-Кантене, затем в Париже у К. Дюпуша, Ж. Ж. Спуда и Ж. Ресту II. Решение Латура стать пастелистом возникло, очевидно, под впечатлением от искусства итальянской художницы-пастелистки Р. Каррьеры, которая посетила Париж в 1720-1721 гг. В 1737 году Латур был причислен к Королевской Академии живописи и скульптуры и с этого момента вплоть до 1765 года регулярно выставлялся в парижском Салоне. Девятнадцати лет от роду покинул свой родной город, Сен-Кентен, и явился в Париж, где учился у посредственного живописца Дюпуша и у некоторых других художников. Чрез несколько лет после того отправился в Реймс и Камбре, случайно приобрел благорасположение к себе английского посланника при французского дворе, взявшего его с собой в Египет, и работал там настолько успешно, что возвратился в Париж с порядочной суммой денег и репутацией искусного «английского» живописца. Занявшись в течение двух лет усовершенствованием себя в рисунке, через то достигнул в пастельном роде живописи такого мастерства, равным которому не обладал никто из предшествовавших ему и, может быть, из следовавших за ним пастелистов. Известность его росла все более и более, чему способствовала также и мода на пастель, распространившаяся в тогдашнем французском обществе. Первые два произведения Латура (портреты его самого и жены живописца Буше), выставленные в парижском салоне 1737 г., доставили ему звание сопричисленного к академии художеств; в 1746 году он был избран в ее действительные члены. В 1750 году он получил должность живописца короля и был удостоен чести написать портрет маркизы де Помпадур, фаворитки Людовика XV, который он выставил в Салоне 1755 году (Париж, Лувр). В портретах влиятельных особ Латур прибегал, как правило, к идеализации и подчеркивал высокий социальный статус модели, тогда как портреты его друзей написаны с искренней теплотой и отличаются более спонтанной манерой исполнения («Портрет скульптора Рене Фремена» — 1743 г., Париж, Лувр; «Портрет Шардена» — 1761 г., оба — Париж, Лувр). Особый интерес в творчестве Мориса Кантена де Латура представляют его автопортретные «штудии», которые поражают виртуозной техникой, фантазией и изобретательностью («Автопортрет с указательным пальцем» — Женева, Музей искусства и истории). Латур был страстно увлечен изучением человеческого лица и рисовал его часто отдельно, вне всякого контекста, в виде маски («Автопортрет» — ок. 1736-1737 гг., Париж, Лувр). Проницательный аналитик и тонкий психолог, он умел передать не только индивидуальное своеобразие внешнего облика модели, но и характер человека, его темперамент, эмоциональное состояние. Замечательный физиономист, он обладал редкой способностью запечатлеть подвижную мимику человеческого лица, живой блеск глаз и выразительную улыбку — то озорную, лукавую, кокетливую, то насмешливо-ироническую, надменно-любезную, высокомерно-снисходительную или добродушно-благожелательную. Для ранних его портретов характерны жанровая повествовательность, разнообразие композиционных решений, непринужденные и естественные позы персонажей, экспрессивная мимика. В зрелый период творчества (1760-е) Латур тяготел к простоте, строгости, обобщенности. Неотъемлемой частью творческого наследия мастера являются так называемые preparations — подготовительные эскизы, которые ввиду их формальной и образной завершенности имеют самостоятельную художественную ценность. Эти оригинальные этюды человеческих лиц, в которых пастель сочетается с карандашом, мелом и сангиной, отличаются многообразием приемов штриховки и богатством колористической гаммы («Preparation к портрету Вольтера» — Стокгольм, национальный музей; «Preparation к портрету маркизы де Курси» — Сен-Кантен, Музей А. Лекюйе). Современники утверждали, что Латур заставлял портретируемого очень долго позировать, назначая многократные сеансы, поэтому слишком нетерпеливые клиенты предпочитали обращаться к Ж. М. Наттье, который писал значительно быстрее. Гордый, независимый, не склонный заискивать перед бог

Морис Кантен де Латур | XVIIIe | Maurice Quentin de La Tour

Добавить комментарий